Categories: Новичкам

Подробно и просто о алгоритме консенсуса Proof of Authority (PoA)

Текст:
Сергей Ковалев

Привет, друзья. И мы снова возвращаемся к блокчейн-алгоритмам. Поскольку пространство криптовалюты продолжает развиваться ускоренными темпами, экспериментирование и реализация различных моделей консенсуса неизбежны.

Содержание

Подробнее о PoA

Консенсус Proof of Authority (PoA) не является новым механизмом (существует с марта 2017 года), но он был реализован на некоторых интересных платформах, как компромисс между моделями консенсуса, нацеленными на полную децентрализацию, и более эффективными, централизованными моделями.

PoA был предложен группой разработчиков (этот термин был придуман Гэвином Вудом) как блокчейн, основанный на протоколе Ethereum. Он был разработан, в первую очередь, как решение проблемы спам-атак на тестовую сеть Ethereum Ropsten. Новая сеть получила название Kovan и является основной тестовой сетью, доступной сегодня всем пользователям Ethereum.

Консенсус PoA — это, по сути, оптимизированная модель Proof of Stake, которая использует идентичность, как форму ставки, а не саму ставку токенов. Идентификация ставится группой валидаторов, которые предварительно одобрены для проверки транзакций и блоков в соответствующей сети. Предполагается, что группа валидаторов обычно остается достаточно небольшой (~ 25 или менее) для обеспечения эффективности и управляемой безопасности сети.

Основные характеристики

Основными характеристиками сети PoA являются низкое требование вычислительной мощности, отсутствие необходимости обмена данными между узлами для достижения консенсуса, а непрерывность сети не зависит от количества доступных подлинных узлов, так как они предварительно одобрены с помощью перекрестной проверки.

Кроме того, PoA устраняет основную проблему в рамках модели PoS, которая заключается в том, что, хотя ставки между двумя сторонами могут быть равными, их ценность для каждой из сторон может значительно различаться в зависимости от их владений. Например, валидаторы А и В ставят по 1000 токенов, но А вне ставки владеет суммой в 10 млн. долларов, а В всего в 10 тыс. долларов. Таким образом заинтересованность В этой ставке и надлежащем выполнении обязанностей намного выше, чем у А, так как в ставке содержится большая часть всех его активов.

Есть три основных правила для выбора валидаторов, которые направлены на честное поведение.

  1. Их идентификационные данные должны быть официально подтверждены в надежных и открытых источниках. Например в таких, как общедоступная база данных нотариусов.
  2. Должно быть трудно получить право стать валидатором, чтобы гарантировать, что долгосрочная перспектива позиции валидатора является явным стимулом, как в финансовом, так и в репутационном отношении.
  3. Процесс отбора и назначения валидаторов должен быть всегда одинаковым.

Существует несколько платформ, в которых реализованы слегка отличающиеся варианты вышеуказанных требований, и все они направлены на прозрачность действий валидатора. Любой злоумышленник может быть легко удален из процесса, а конечным результатом для этого валидатора будет публичный удар по репутации, а также финансовые потери. Понимание хрупкости репутации должно послужить мощным стимулом для валидаторов действовать честно в рамках системы.

Текущая реализация консенсуса PoA

Как упоминалось ранее, консенсус PoA используется в тест-сети Ethereum Kovan. Он также используется рядом довольно известных платформ, и на данный момент представляется наиболее правдоподобным механизмом консенсуса для организаций, стремящихся внедрить частные сети блокчейнов.

Сеть Proof of Authority (сеть POA), очевидно, является платформой, основанной на принципе реализации консенсуса PoA в их блокчейне. Сеть POA — это общедоступная платформа для интеллектуальных контрактов, которая существует как боковая цепь Ethereum с узлами, состоящими из независимых валидаторов. Они используют общедоступную нотариальную базу данных в качестве механизма для определения соответствия требованиям валидатора, поскольку она легко доступна и на нее можно сделать перекрестные ссылки при цепной проверке. По сути, валидаторы проходят формальную проверку личности, используя 2 шага: 

  • клиентское приложение POA Network Dapp; 
  • через общедоступную нотариальную систему.

Проверка подлинности POA Network не зависит от процесса нотариального лицензирования, что создает непреодолимое препятствие для подделки идентификационных данных в одном или другом процессе, поскольку требуются оба подтверждения. С повышением интереса к потенциалу боковых цепей, POA Network представляет интересную реализацию консенсуса PoA в публичной сети.

Другая реализация консенсуса PoA — это сеть блокчейнов VeChainThor. Их сеть нацелена на то, чтобы быть общедоступной цепочкой блоков корпоративного уровня для прозрачного потока информации и отслеживания, прежде всего в цепочке поставок и в сфере логистики. VeChain выбирает узлы валидатора через их собственный запатентованный процесс проверки.

Некоторые другие реализации оптимизированных версий консенсуса PoA включают Hyperledger и Ripple. Консенсус Hyperledger Fabric основан на практической византийской отказоустойчивости, но использует консенсус PoA как часть зонтичной структуры с открытым исходным кодом для блокчейнов консорциума. Ripple же использует итеративную форму консенсуса PoA.

Преимущества и проблемы с консенсусом PoA

Несмотря на то, что консенсус PoA внедряется в некоторых публичных блокчейнах, им все еще не хватает истинной децентрализации, к которой стремятся, среди прочего, Биткоин и Эфириум. Не то чтобы консенсусные платформы PoA фактически претендовали на полную децентрализацию, — это скорее компромисс между децентрализацией и эффективностью, обеспечиваемой централизацией.

С одной стороны, некоторые опасения, связанные с моделью PoA, заключаются в том, что это просто более распределенная и эффективная версия централизованной системы. 

Есть еще одна проблема, которая касается человеческой природы. Дело в том, что некоторым людям просто наплевать на их репутацию. И, возможно, они готовы пожертвовать своей репутацией и финансами только ради одной цели — вывести сеть из строя. Также в этой модели валидаторы могут подвергаться внешнему влиянию со стороны третьих лиц, которые заинтересованы в провале. 

Заключение

Будет ли консенсус PoA в конечном итоге использоваться в основном в частных блокчейнах, или в качестве ключевой боковой цепи для публичной и децентрализованной сети, еще неизвестно, но Proof of Authority, без сомнения, является важным достижением.

На этом все и до новых встреч!