На днях букмекер LOOT.BET поделился исследованием на тему того, как владельцы криптовалюты ставят на киберспорт. Чтобы выяснить, что превратило ставки на киберспорт в тренд, какое место в этой сфере занимает криптовалюта и почему «криптовалютные» игроки – самые рисковые, мы побеседовали с Павлом Брелем, директором по коммуникациям компании Livestream, оператора LOOT.BET.
– По вашим наблюдениям, аудитории криптовалюты и киберспорта значительно пересекаются. А отличаются ли «криптовалютные» беттеры от остальных чем-то помимо повышенной склонности к риску?
– Типичный «криптовалютный» беттер чуть старше других. Это объясняется просто: для доступа к криптовалюте нужны свободные деньги или достаточно продвинутые технические знания. Если конкретнее, то средний возраст тех, кто ставит у нас реальными деньгами, для СНГ и Европы составляет 21 и 24 года соответственно, а «криптовалютных» клиентов – 25-26 лет.
Такая разница в возрасте подразумевает различия в роде занятий. «Фиатные» игроки из СНГ – это в основном студенты, из Европы – начинающие специалисты и младшие менеджеры. «Криптовалютные» же беттеры – уже более опытные специалисты и состоявшиеся управленцы.
– Пользователи криптовалюты делают более высокие ставки и активнее играют в слоты в сравнении с остальными. С чем вы можете связать такую охоту до риска?
– На наш взгляд, среди них по умолчанию больше склонных к риску людей, ведь ввиду свой высокой волатильности криптовалюта сама по себе предполагает риски.
Кроме того, многие хотят заставить криптовалюту работать, что сложнее, чем в случае с реальными деньгами, в том числе, опять же, из-за волатильности. А для тех, кто разбирается в спорте или киберспорте, беттинг – один из самых быстрых и понятных способов для этого на фоне, скажем, инвестиций и игры на бирже, где риски также имеются.
Плюс, владелец криптовалюты – это, как правило, более обеспеченный человек, чем усредненный фанат киберспорта. То есть попросту может позволить себе больше риска, как и больший бюджет на беттинг в роли развлечения, каковым он в первую очередь и является.
– Что вы делаете, чтобы повысить свою привлекательность в глазах конкретно криптовалютного сообщества?
– Как упоминалось в нашем пресс-релизе, мы значительно улучшили техническую сторону операций в криптовалюте, благодаря чему они теперь практически мгновенные не только для Ethereum, но и для Bitcoin. Кроме того, мы добавили поддержку двух других криптовалют: Litecoin и Bitcoin Cash.
Также наши бонусы стали доступны не только тем, кто использует для игры реальные деньги, но и владельцам криптовалюты. Прямо сейчас актуален бонус EPL, который удваивает любой депозит до 200 евро в эквиваленте, а также дает право на фрибет до 20 евро.
– Учитывая высокую волатильность, как влияет изменение курсов криптовалюты на объемы ставок в ней?
– Корреляция между динамикой курсов криптовалюты и объемами ставок и правда есть – по принципу обратной пропорциональности: при сильном снижении курсов объем увеличивается – и наоборот. Что логично, ведь, несмотря на сугубо виртуальную природу криптовалюты, она все же воспринимается как средство накопления капитала.
Корреляция, впрочем, не строгая. Скажем, если BTC быстро вырастет на 15%, объем ставок в нем снизится не на те же 15%, а только на 5-7%. Этот принцип работает в обоих направлениях.
– А какие риски несет в себе эта волатильность для букмекера?
– Практически никаких, ведь при приеме ставки или игре в слоты мы взаимодействуем с игроком в рамках одной конкретной валюты, даже если он пользуется на LOOT.BET сразу несколькими.
И, как бы ни складывалась ситуация с курсами, для любого грамотного беттинг- или гемблинг-сервиса критично поддерживать как минимум BTC и ETH. Уже хотя бы потому, что ими пользуется значительная часть целевой аудитории: по объему ставок BTC и ETH третий год держат на LOOT.BET 2 и 4 место среди всех валют вообще.
– Почему ставки на киберспорт за считанные годы стали не просто популярными, а настоящим трендом?
– Для начала, сама по себе аудитория киберспорта расширяется очень быстро. По оценкам Newzoo, только с 2017 по 2019 год она выросла с 335 млн до 443 млн человек – почти на треть. Ну, а чем выше интерес к киберспорту, тем он автоматически выше и к ставкам на киберспорт.
А еще аудитория киберспорта взрослеет. Многие из тех, кто несколько лет назад увлекался им, будучи подростком, сегодня уже совершеннолетние и, соответственно, могут на него ставить. Что с удовольствием и делают.
За эти же годы ставки на киберспорт оформились в полноценную индустрию, из полуподпольного явления стали вполне цивилизованным, и отношение к ним общества также изменилось в лучшую сторону. Уверен, что благодаря ответственным игрокам рынка этот процесс продолжится.
Добавлю, что киберспорт сам по себе динамичнее и зрелищнее, чем классический спорт, и для всё большего количества людей и смотреть, и ставить интереснее именно на него.
– А почему многие предпочитают играть в слоты именно на LOOT.BET, то есть в букмекерской конторе, когда есть множество специализированных онлайн-казино?
– Во-первых, наших пользователей объединяет страсть к киберспорту, а мы первыми в своей нише и одними из первых на рынке вообще предложили слоты на киберспортивную тематику.
Во-вторых, наши «криптовалютные» клиенты не только играют в слоты, но и ставят на киберспорт. Согласитесь, удобнее, если оба нужных развлечения объединены на одной площадке.
В-третьих, как известно, среди онлайн-казино много сервисов с сомнительной или отсутствующей репутацией и обыкновенных мошенников. LOOT.BET же – узнаваемый и устоявшийся бренд.
– Как повлияла на индустрию пандемия COVID-19?
– В условиях «заморозки» традиционного спорта, а также карантина, когда миллионы людей были вынуждены развлекаться онлайн, киберспорт естественным образом привлек дополнительное внимание. У «классических» беттеров, в частности, практически не осталось других вариантов для ставок. Как следствие, ставки на киберспорт также получили значительный импульс.
Иллюстрируя это, объем ставок на LOOT.BET уже в начале Великого локдауна удваивался еженедельно. После снятия карантина и возвращения классического спорта темпы и объемы несколько снизились, но влияние пандемии на индустрию в долгосрочной перспективе очевидно уже сейчас. Даже если COVID-19 удастся победить быстро – на что все мы, конечно же, надеемся. Многие компании бессрочно, а то и навсегда перешли на «удалёнку», а кто-то самостоятельно решил по возможности оставаться дома. Что обязательно отразится на росте и киберспорта, и ставок на него.
Еще до начала пандемии эксперты предсказывали, что киберспорт догонит весь остальной спорт по объему ставок через 10-20. Теперь этот срок в прогнозе можно сокращать. И в период карантина даже те букмекеры, которые раньше смотрели на киберспорт со скепсисом, осознали, что это – будущее беттинга.